Внешние (внеульевые) кормушки
Много времени при даче подкормки требуется на снятие крыш и утепляющих подушек. Этих работ можно избежать, если укреплять кормушки вне ульев (навесные кормушки).
Из кормушек такого типа наиболее удобны устроенные в виде плотных легких ящиков, которые прикрепляются к задней стенке улья. Внешние размеры ящика: длина – 20-25 см, высота – 10-12 см, ширина – 8 см. Боковые стенки ящика скошены.
Сверху ящик закрывается крышкой из толстой доски, укрепленной на петлях. Своей тяжестью она плотно прикрывает ящик. В задней стенке ящика имеются две петли, которыми он навешивается на два гвоздя, вбитые в стенку улья.
Стенки ящика с внутренней стороны обливают воском или парафином. В задней стенке ящика и улья делают сквозное отверстие для прохода пчел из улья в кормушку. Корм наливают не в ящик, а в корытце (с плотиком), вставляемое в ящик.
Дело в том, что, как бы плотно не был сбит ящик, он под воздействием солнца, влаги, колебаний температуры рассыхается, коробится. Через образовавшиеся щели будет выходить налитый корм, а это вызовет воровство пчел. Чтобы налить корм в подвесную кормушку, достаточно приподнять крышку, которую затем надо вновь плотно закрыть.
Внешняя кормушка имеет один недостаток: в холодную погоду корм быстро остывает, и пчелы его плохо забирают или даже совсем отказываются брать. Поэтому навесные кормушки получили распространение главным образом на юге страны, и используют их только для частой раздачи небольших количеств корма в теплое время года.
А. И. Касьянов в Институте пчеловодства разработал приспособление, облегчающее и ускоряющее раздачу корма в ульи, снабженные навесными кормушками. Корм подвозят к ульям на грузовом мотороллере, на платформе которого устанавливают бак с отходящими от него двумя трубками (шлангами). Этот же мотороллер используется на пасеке и для многих других целей, для чего стоит лишь снять бак с его платформы.
Устройство для раздачи корма в ульи следующее. В кузов мотороллера ставят бак с сиропом, который насосом подается в шланг, оканчивающийся раздаточным краном. Если кран закрыт, то сироп попадает обратно в бак через шланг, заканчивающийся сливным клапаном.