Воровство у пчел

В период прекращения взятка пчелы-сборщицы усиленно ищут нектар и, не находя его в растениях, привлекаемые запахом меда, исходящего из других ульев, стараются туда проникнуть.

Попав в чужой улей, они набирают там мед и приносят его в свою семью. Сложив первую ношу украденного меда, пчелы-воровки сигнализируют другим пчелам об открытом источнике корма.

Раз проникнув в чужой улей, пчелы-воровки становятся чрезвычайно настойчивыми. Пчелы-хозяева защищают вход в свой улей от непрошеных гостей, набрасываются на них около летка на прилетной доске и стараются убить.

Пчелы-воровки, побывав в чужом улье, приобретают и запах этой семьи, в результате чего сторожевые пчелы перестают отличать их от своих и беспрепятственно пропускают к запасам меда.

Количество пчел-воровок быстро увеличивается, и через некоторое время семья оказывается разграбленной. Случается, что пчелы-воровки, проникнув в чужой улей в большом количестве, убивают в нем матку, и тогда пчелы-хозяева перестают защищаться.

Еще не закончено разграбление одной семьи, а пчелы-воровки уже нападают на находящиеся рядом. Теперь они свою настойчивость удваивают.

На пасеке появляется запах переносимого воровками меда. Возбуждаются другие соседние семьи. Воровство становится массовым и переходит в напад.

Сильные семьи хорошо защищаются и убивают множество пчел-воровок. Трупы их в большом количестве лежат на земле перед ульем. Прилетная доска и передняя стенка улья покрыты дерущимися пчелами.

Если пчеловод по окончании медосбора не примет мер против воровства, то часть семей может оказаться без корма на зиму или даже погибнет.

Особенно надо быть осторожным при проведении подкормки пчел в августе, когда опасность пчелиного воровства резко возрастает.

Семья пчел, получившая корм, начинает искать его источник вне улья и, привлекаемая запахом меда из других семей, стремится залететь в чужой улей.